Четвёртый урок — Vierte Lektion

Перейти к уроку: 1 2 3 4 5 6 7

Произношение: Дифтонг oi.

Правописание: Буква a-Umlaut; буквосочетания eu и äu.

Грамматика: Спряжение глагола в настоящем времени во всех лицах и числах.

Словообразование: Словообразовательные суффиксы er и in.

Коммуникативная грамматика: Эмоционально-усилительные частицы, частица denn.

(0:08)

Сегодня мы познакомимся поближе со всеми лицами, прямо или косвенно принимающими участие в диалоге. Итак, первое лицо – это говорящий, иными словами, тот, кто называет себя «я» или «мы» – в зависимости от того, выступает ли этот человек только от своего собственного имени или от имени группы лиц. Второе лицо – это собеседник, то есть тот, к кому непосредственно обращены слова говорящего. Это может быть один человек, к которому говорящий обращается по-дружески на «ты» или уважительно на «Вы», или группа лиц. И, наконец, третье лицо или третьи лица – это тот, та или те, о ком идёт речь, или, иными словами, предмет разговора.

В грамматике это разграничение по лицам находит отражение в спряжении глагола. В зависимости от того, какое из названных лиц занимает в предложении место подлежащего, глагол принимает разные личные окончания. Некоторые из этих окончаний вам уже известны. Настало время подключить к участию в диалогах также те лица, которые до сих пор оставались в стороне. Для этого нужно запомнить оставшиеся личные окончания. В качестве примера возьмём спряжение глагола machen (делать) в настоящем времени.

Лицо

Единственное число

Множественное число

1

2

3

ich mache

du machst

er/sie/es macht

wir machen

ihr macht

sie/Sie machen

Как вы видите, некоторые окончания совпадают. В глаголах, основа которых заканчивается на двойное ss или β, совпадений ещё больше: в них форма второго лица единственного числа (du) совпадает с формой третьего лица единственного числа (er, sie, es – он, она, оно). Покажу это на примере спряжения глагола hassen (ненавидеть):

Лицо

Единственное число

Множественное число

1

2

3

ich hasse

du hasst11

er/sie/es hasst

wir hassen

ihr hasst

sie/Sie hassen

То же самое касается глаголов, основа которых заканчивается на x и z: во втором лице единственного числа они принимают окончание -t вместо -st. Например:

tanzen (танцевать) → du tanzt (ты танцуешь);

hexen (колдовать) → du hext (ты колдуешь).

Несколько иначе спрягаются глаголы, в которых наблюдается скопление согласных в конце основы, а также глаголы, основа которых оканчивается на t или d. В этих случаях удобство произношения требует сохранения гласной «е» перед окончаниями, начинающимися с согласной. Например:

ед. число

1-е лицо

2-е лицо

3-е лицо

ich zeichne

du zeichnest

er zeichnet

ich rechne

du rechnest

er rechnet

ich arbeite

du arbeitest

er arbeitet

ich bade

du badest

er badet

мн. число

1-е лицо

2-е лицо

3-е лицо

wir zeichnen

ihr zeichnet

sie zeichnen

wir rechnen

ihr rechnet

sie rechnen

wir arbeiten

ihr arbeitet

sie arbeiten

wir baden

ihr badet

sie baden

Прежде чем мы перейдём к упражнениям, нужно сделать ещё одно замечание относительно местоимений третьего лица er (он), sie (она) и es (оно). В будущем, заменяя существительные этими местоимениями, вы должны ориентироваться на род немецкого существительного и ни в коем случае не переводить местоимение само по себе, поскольку существительные, требующие замены, могут в немецком и русском языках принадлежать к разным родам. Так, слово Pferd (лошадь) в немецком языке среднего рода, а не женского, как в русском языке. Следовательно, заменяться она будут местоимением es. Сравните:

Лошадь бежит. Она бежит.

Das Pferd rennt. → Es rennt.

Aufgabe 1

(5:25)

Спросите у собеседника, чем он занят. Глаголы в скобках
указаны в неопределённой форме. Вы сами должны
поставить их в нужную форму.

A: Was machst du?

B: Ich male.

А: Что ты делаешь?

Б: Рисую.

1. «Что ты делаешь?» – «Читаю (lesen)». 2. «Что ты делаешь?» – «Рисую (также: zeichnenрисовать карандашом)». 3. «Что ты делаешь?» – «Думаю (denken)». 4. «Что ты делаешь?» – «Принимаю ванну (baden)».
5. «Что ты делаешь, дорогой?» – «Сплю (schlafen)». 6. «Что ты делаешь, дорогой?» – «Работаю». 7. «Что ты делаешь, дорогая?» – «Разговариваю по телефону (telefonieren)».

Ключ 1. “Was machst du?“ – „Ich lese.“ (Обратите внимание на то, что в спрягаемых формах название деятеля не опускается, как мы этом делаем в русском языке. Нельзя на вопрос “Was machst du?” ответить просто “Lese”. Правильным будет только ответ “Ich lese.”) 2. “Was machst du?” – “Ich zeichne.“ (Заметьте: malen – это «рисовать кистью и красками», в то время как zeichnen – это рисовать карандашом или пером, а также чертить. Сравните русские слова «маляр» и «малевать», которые имеют тот же корень, что и глагол malen.) 3. “Was machst du?“ – „Ich denke.“ 4. “Was machst du?“ – „Ich bade.“ 5. “Was machst du, Liebling?“ – „Ich schlafe.“
6. “Was machst du, Liebling?“ – „Ich arbeite.“ 7. “Was machst du, Liebling?“ – „Ich telefoniere.“

Ранее нам уже встречалось такое понятие, как эмоционально- усилительные частицы. Мы упоминали их в связи со словом aber. Эмоциональные частицы – это маленькие словечки, которые позволяют передавать мельчайшие оттенки смысла. Есть они и в русском языке. Это такие слова как «уж», «ведь», «вот», «ну», «ишь», которые мы незаметно для себя то и дело вставляем в свою речь: «Ну ты даешь!», «Вот ведь как получается», «Вот ещё!», «Ну и дела!», «Ишь разорался!» Как вы увидите в дальнейшем, в немецком языке эти эмоциональные словечки очень употребительны. В следующем упражнении вам встретится одна из наиболее употребительных частиц – частица denn. Значение, передаваемое эмоционально-усилительными частицами, меняется в зависимости от ситуации. Одна и та же частица может подчёркивать любопытство, сомнение, тревогу, радость, а также другие эмоции, испытываемые в данный момент говорящим. Так, в следующем упражнении denn выражает удивление, смешанное с любопытством.

Aufgabe 2

(8:19)

Вы случайно натолкнулись на старого знакомого, с которым вы
на «Вы», в таком месте, где никак не ожидали его увидеть.
Спросите его, что он там делает.

A: Müller, alter Junge! Was machen Sie denn hier?

B: Ich arbeite hier.

A: Als was? Als Portier?

B: Nein, als Direktor.

A: Ach so!

А: Мюллер! Старина! Вы-то что здесь делаете?

Б: Я здесь работаю.

А: Кем? Портье?

Б: Нет, директором.

А: Ах вот как!

1. «Мюллер! Старина! Вы-то что здесь делаете?» – «Я здесь работаю». – «Кем? Официантом (Kellner)?» – «Нет, шеф-поваром (Küchenchef)». – «Ах вот как!» 2. «Лемке! Старина! Вы-то что здесь делаете?» – «Я здесь работаю». – «Кем? Кассиром (Kassierer)?» – «Нет, актёром (Schauspieler).Я играю Гамлета». – «Ах вот как!» 3. «Клаудия! Вы-то что здесь делаете?» – «Я здесь работаю». – «Кем? Кассиршей (Kassiererin)?» – «Нет, актрисой (Schauspielerin). Я играю Дездемону». – «Ах вот как!» 4. «Лемке! Старина! Вы-то что здесь делаете?» – «Я здесь работаю». – «Кем? Тигром (Tiger)? Ха-ха!» – «Нет, укротителем (Dompteur [dɔmpˈtøːr])». – «Ах вот как!» 5. «Лемке! Старина! Вы-то что здесь делаете?» – «Я здесь работаю». – «Кем? Львом (Löwe)? Ха-ха!» – «Нет, укротителем». – «Ах вот как!» 6. «Лемке! Старина! Вы-то что здесь делаете?» – «Я здесь работаю». – «Кем? Слоном (Elefant)? Ха-ха!» – «Нет, укротителем». – «Ах вот как!» 7. «Шульце! Старый мошенник (alter Schurke)! Вы-то что здесь делаете?» – «Я здесь работаю». – «Кем?» – «Начальником полиции (Polizeichef)». – «Ах вот как!»

Ключ 1. “Müller, alter Junge! Was machen Sie denn hier?“ – „Ich arbeite hier.“ – „Als was? Als Kellner?“ – „Nein, als Küchenchef.“ (Существительное Küchenchef складывается из слов Küche – «кухня» и Chef – «шеф».) – „Ach so!“ 2. “Lemke, alter Junge! Was machen Sie denn hier?“ – „Ich arbeite hier.“ – „Als was? Als Kassierer?“ – „Nein, als Schauspieler. Ich spiele Hamlet.“ – „Ach so!“ 3. „Klaudia! Was machen Sie denn hier?“ – „Ich arbeite hier.“ – „Als was? Als Kassiererin?“ – „Nein, als Schauspielerin. Ich spiele Desdemona.” – „Ach so!“ 4. “Lemke, alter Junge! Was machen Sie denn hier?“ – „Ich arbeite hier.“ – „Als was? Als Tiger? Ha-ha!“ – „Nein, als Dompteur.“ – „Ach so!“ (Обратите внимание на чтение слова Dompteur. В этом слове, как и в некоторых других словах французского происхождения, слышится долгий звук [ö:]. Сравните: Friseur – «парикмахер», Souffleur – «суфлёр»). 5. “Lemke, alter Junge! Was machen Sie denn hier?“ – „Ich arbeite hier.“ – „Als was? Als Löwe? Ha-ha!“ – „Nein, als Dompteur.“ – „Ach so!“ 6. “Lemke, alter Junge! Was machen Sie denn hier?“ – „Ich arbeite hier.“ – „Als was? Als Elefant? Ha-ha!“ – „Nein, als Dompteur.“ – „Ach so!“ 7. “Schulze, alter Schurke! Was machen Sie denn hier?“ – „Ich arbeite hier.“ – „Als was?“ – „Als Polizeichef.“ – „Ach so!“

При обращении к двум и более людям, с которыми вы на «Вы», сохраняется та же уважительная форма Sie. Например: “Ich hoffe, Sie verstehen mich richtig, meine Herren.” – «Я надеюсь, вы понимаете меня правильно, господа».

При обращении одновременно к двум и более лицам, с которыми вы на «ты», используется местоимение ihr, а требуемый глагол приобретает окончание -t: ihr macht (вы делаете), ihr wohnt (вы живёте) и так далее.

Например:

Wann kommt ihr? – Когда вы придёте?

Wo wohnt ihr? – Где вы живёте?

Was spielt ihr? – Во что вы играете?

Wohin geht ihr? – Куда вы идёте?

Aufgabe 3

(12:49)

Вы пришли домой с работы, а там шум, гам, тарарам. Дети носятся по дому, кричат, громко смеются. Вы, естественно, желаете узнать, что происходит. Сделайте это так, как показано в образце.

A: Oh Gott! Was macht ihr da?

B: Wir spielen Ball!

А: О Боже! Чем это вы тут занимаетесь?

Б: Мы играем в мяч!

1. «О Боже! Чем это вы тут занимаетесь?» – «Мы играем в футбол».
2. «О Боже! Чем это вы тут занимаетесь?» – «Мы играем в пиратов». 3. «О Боже! Чем это вы тут занимаетесь?» – «Мы играем в прятки». 4. «О Боже! Чем это вы тут занимаетесь?» – «Мы играем в доктора (Doktor)». 5. «О Боже! Чем это вы тут занимаетесь?» – «Мы играем в графа Дракулу (Graf Dracula)». 6. «О Боже! Чем это вы тут занимаетесь?» – «Мы играем в налёт на банк (Banküberfall)». 7. О Боже! Чем это вы тут занимаетесь?» – «Мы играем в нападение на поезд (Zugüberfall)».

Ключ 1. “Oh Gott! Was macht ihr da?“ – „Wir spielen Fußball.“ 2. “Oh Gott! Was macht ihr da?“ – „Wir spielen Piraten.“ 3. “Oh Gott! Was macht ihr da?“ – „Wir spielen Versteck.“ 4. “Oh Gott! Was macht ihr da?“ – „Wir spielen Doktor.“ 5. “Oh Gott! Was macht ihr da?“ – „Wir spielen Graf Dracula.“ 6. “Oh Gott! Was macht ihr da?“ – „Wir spielen Banküberfall.“ 7. “Oh Gott! Was macht ihr da?“ – „Wir spielen Zugüberfall.“ (Обратите особое внимание на произношение слова Überfall – «нападение», «налёт». Не произносите его как [йюберфаль]! Заметьте также: твёрдый приступ (отсутствие подъезда в виде «и» краткого, характерное для русского «ю») сохраняется в этом слове и в тех случаях, когда это слово входит в состав сложных слов: Banküberfall, Zugüberfall).

Наречие da, встретившееся вам в этом упражнении, указывает на место, в котором находится говорящий, и таким образом является синонимом наречия hier – «здесь». В то же время, оно может указывать и на место, находящееся на некотором отдалении от говорящего, превращаясь в синоним слова dort – «там». Получается, что предложение “Was macht ihr da?“ не однозначно, и в зависимости от ситуации может переводиться и как «Что это вы тут делаете?», и как «Что это вы там делаете?»

Aufgabe 4

(15:08)

Обратитесь с вопросом к своим собеседникам,
с которыми вы на «ты».

1. «Что вы здесь ищите?» – «Ничего (nichts)». 2. «Что вы здесь ищите?» – «Сокровища пиратов». 3. «Во что вы играете?» – «Мы играем в кошки-мышки (Katz und Maus12)». 4. «Во что вы играете?» – «Мы играем в кошку и воробья (Katz und Spatz)». 5. «Куда вы идёте?» – «Домой». 5. «Где вы живёте?» – «На (in) Гартенштрассе». 6. «Где вы живёте?» – «На Шиллерштрассе». – «Нет, в самом деле? Я тоже!» 7. «Когда вы придёте?» – «Мы придём завтра». – «Ну, тогда до завтра».

Ключ 1. „Was sucht ihr da?“ – „Nichts.“ 2. „Was sucht ihr da?“ – „Piratenschatz.“ 3. „Was spielt ihr?” – “Wir spielen Katz und Maus.“ 4. „Was spielt ihr?” – “Wir spielen Katz und Spatz.“ 5. „Wohin geht ihr?“ – „Nach Hause.“ 5. „Wo wohnt ihr?” – “In Gartenstraße.” (Буквально: На садовой улице. Обратите внимание на то, что при ответе на вопрос о месте проживания перед названием улицы используется предлог in – точно также, как перед названием городов и стран.) 6. “Wo wohnt ihr?” – “In Schillerstraße.” – „Nein, wirklich? Ich auch!“ 7. “Wann kommt ihr?“ – „Wir kommen morgen.“ – „Also dann, bis morgen.“

Кроме букв u-Umlaut и o-Umlaut, в немецком языке есть ещё одна аналогичная буква – буква a-Umlaut. В следующем упражнении она встретится нам в словах zählen – «считать» и Kapitän – «капитан». Звук, обозначаемый этой буквой, напоминает русское открытое «э», которое может быть долгим, как в словах Bär (медведь), Mädchen (девочка, девушка), spät (поздно), или кратким, как в словах Gepäck (багаж), Gebäck (печенье), Tänzerin (танцовщица). Но как бы он ни произносился – долго или кратко – он звучит не так, как закрытый звук [е:], который слышится в цифре zehn.13 Сравните:

zehn (десять) – Zähne (зубы): zehn Zähne (десять зубов);

Beeren (ягоды) – Bären (медведи): Bären essen Beeren. – Медведи едят ягоды.

Aufgabe 5

(17:25)

Вы не уверены, как следует поступить в сложившейся ситуации. Посоветуйтесь со своим спутником. Ответную реплику
каждый раз начинайте с местоимения wir.

A: Was machen wir jetzt, Kapitän?

B: Wirwarten.14

А: Что будем теперь делать, капитан?

Б: Ждать.

1. «Что будем теперь делать, капитан?» – «Ждём до пяти и уходим (gehen)». 2. «Что будем теперь делать, капитан?» – «Заходим вовнутрь (hinein)». 3. «Что будем теперь делать, капитан?» – «Стучимся (klopfen) и заходим вовнутрь». 4. «Что будем теперь делать, капитан?» – «Платим (zahlen) и уходим». 5. «Что будем теперь делать, капитан?» – «Считаем до трёх (zählen bis drei) и заходим внутрь». 6. «Что будем теперь делать, капитан?» – «Считаем до десяти и стреляем (schießen)». 7. «Что будем теперь делать, капитан?» – «Ничего». – «Совсем ничего (überhaupt nichts)?» – «Совсем ничего».

Ключ 1. “Was machen wir jetzt, Kapitän?” – “Wir warten bis fünf und gehen.” (Заметьте, Kapitän – это морской капитан; армейского капитана называют Hauptmann. Заметьте также: глагол gehen означает не только «идти», но и «уходить», «уезжать». В этом случае он становится антонимом глагола kommen – «приходить», «приезжать», «прибывать».) 2. “Was machen wir jetzt, Kapitän?” – “Wir gehen hinein.“ 3. “Was machen wir jetzt?” – “Wir klopfen und gehen hinein.“ 4. “Was machen wir jetzt, Kapitän?” – “Wir zahlen und gehen.“ 5. “Was machen wir jetzt, Kapitän?” – “Wir zählen bis drei und gehen hinein.“ (Не путайте глаголы zahlen и zählen. Второе образовано от первого посредством умлаута.) 6. “Was machen wir jetzt, Kapitän?” – “Wir zählen bis zehn und schießen.“ 7. “Was machen wir jetzt, Kapitän?” – “Nichts.“ – „Überhaupt nichts?“ – „Überhaupt nichts.“


А теперь от непосредственных участников диалога (я, ты, мы и вы) перейдём к третьим лицам. Третьи лица – это те, кому посчастливилось – или не посчастливилось – стать предметом нашего с вами разговора. Как я уже говорила, это могут быть сразу несколько вещей и предметов или же один человек или предмет.

Несколько предметов обозначаются местоимением sie (они) – вне зависимости от того, являются ли эти предметы одушевлёнными или неодушевлёнными. Так, мои друзья – это sie, мои питомцы (собака и попугай) – тоже sie, мои книги и мои проблемы – тоже sie. В отличие от уважительного Sie (вы), это sie пишется с маленькой буквы. Глагол, указывающий на то, чем интересующие нас третьи лица в данный момент занимаются, по форме совпадает с названием глагола (иными словами, с его неопределённой формой). Например: Sie klopfen und gehen hinein. – Они стучат и входят вовнутрь; “Wo wohnen deine Eltern?” – „Sie wohnen in Hamburg.“ – «Где живут твои родители?» – «Они живут в Гамбурге».

«Как различить эти два sie?» – спросите вы. Обычно это не вызывает затруднений. Сама ситуация не позволит вам их перепутать. Но если бы это было всё! Дело в том, что за многоликим sie скрываются не два, а три лица. Sie – это также «она». Получается, что предложение Ich liebe Sie/sie (на слух не слышно, какое sie – большое или маленькое – имеется в виду) допускает не два, а три прочтения: «Я люблю вас!», «Я люблю её» и «Я люблю их». В первом случае перед нами признание в любви, во втором и третьем – объяснение своих поступков, например: «Я люблю её и потому хочу на ней жениться», «Я люблю их (своих детей) и не уступлю свои права на них никому».

Однако и тут на помощь приходит ситуация, которая, как правило, однозначно указывает на то, какое из трёх sie имеется в виду. Кроме того, третье лицо единственного числа имеет другое окончание, а именно окончание -t, которое прибавляется к корню соответствующего глагола – напрямую или, если необходимо, через посредство гласной «е», которая, как мы уже говорили, ставится ради удобства произношения:

singen (петь) – sie singt (она поёт);

klopfen (стучать) – sie klopft (она стучит);

zahlen (платить) – er zahlt (он платит);

mogeln (жульничать) – er mogelt (он жульничает);

baden (купаться) – es badet (букв.: оно купается).

Последний пример может показаться вам забавным, если не абсурдным: Как «оно» может купаться? Оказывается, очень даже может. В немецком языке «оно» может и купаться, и играть, и бегать, и делать всё то, что делаем мы с вами. Всё дело в том, что выбор между местоимениями er, sie и es диктуется в немецком языке не биологическим полом (или отсутствием такового у неодушевлённых предметов), а принадлежностью существительного к одному из трёх грамматических родов – мужскому, женскому или среднему. Согласно этому разделению, такие слова как Kind (ребёнок), Mädchen (девочка, девушка), Fräulein (барышня, девица; уменьшительное от Frau – «женщина») и Weib (женщина, жена) – среднего рода и, если строго следовать грамматике, должны заменяться местоимением es – «оно». Всегда ли соблюдается это правило, – это уже другой вопрос. Однако не будем забегать вперёд. Более обстоятельный разговор о грамматическом роде немецких имён существительных нам ещё только предстоит. Пока же нам нужно запомнить только то, что в третьем лице единственного числа настоящего времени глагол принимает окончание -t.

Aufgabe 6

(23:31)

Ответьте на вопрос своего любознательного малыша.

A: Vati, was machen Arbeiter?15

B: Siearbeiten.

А: Папа, что делают рабочие?

Б: Они работают.

1. «Папа, что делают колдуны (Zauberer)?» – «Они колдуют (zaubern)». 2. «Папа, что делают лётчики (Flieger)?» – «Они летают». 3. «Папа, что делают актёры (Schauspieler)?» – «Они играют». 4. «Папа, что делают художники (Maler)?» – «Они рисуют». 5. «Папа, что делают мошенники (Falschspieler)?» – «Они жульничают (mogeln)». 6. «Папа, что делают учителя (Lehrer)?» – «Они обучают (lehren)». – «И чему же они обучают? (Was lehren sie denn?)» – «Всякой ерунде (allerlei Unsinn)». 7. «Папа, что делают школьники (Schüler)?» – «Они учатся (lernen)». – «И чему же они учатся?» – «Всякой ерунде». 8. «Папа, что делают лентяи (Faulenzer)?» – «Они лентяйничают (faulenzen)». 9. «Папа, что делают супруги (Eheleute)?» – «Они ссорятся (streiten)».

Ключ 1. “Vati, was machen Zauberer?“ – „Sie zaubern.“ (Слово Vati представляет собой ласкательное сокращение от Vater – «отец».) 2. “Vati, was machen Flieger?“ – „Sie fliegen.“ 3. “Vati, was machen Schauspieler?“ – „Sie spielen.“ 4. “Vati, was machen Maler?“ – „Sie malen.“ 5. „Vati, was machen Falschspieler?“ – „Sie mogeln.“ 6. “Vati, was machen Lehrer?“ – „Sie lehren.“ – “Was lehren sie denn?“ – „Allerlei Unsinn.“ (Здесь частица denn выражает интерес со стороны любознательного мальчика.) 7. „Vati, was machen Schüler?“ – „Sie lernen.“ – “Was lernen sie denn?“ – „Allerlei Unsinn.“ 8. „Vati, was machen Faulenzer?“ – „Sie faulenzen.“ (И глагол faulenzen, и существительное Faulenzer образованы от прилагательного faul – ленивый.) 9. “Vati, was machen Eheleute?“ – „Sie streiten.“

Слово Eheleute, встретившееся нам в последнем предложении, складывается из двух слов: Ehe – «брак» и Leute – «люди». Обратите внимание на то, как пишется дифтонг [oi] в слове Leute. Точно так же он пишется в словах neun (девять), heute (сегодня), Beute (добыча), Zigeuner (цыган, цыгане), а также во многих других словах. Однако это не единственный способ его написания. Точно так же читается буквосочетание äu – например, в слове Fräulein (барышня, девица), а также в словах Bäume (деревья), Träume (сны; мечты), Zäune (заборы), образованных от соответствующих существительных Baum (дерево), Traum (сон, мечта), Zaun (забор) при помощи умлаута.

И ещё одна вещь. Вы обратили внимание на то, как образуются названия профессий? Не всегда, но достаточно часто они образуются от соответствующего глагола при помощи суффикса -er, который присоединяется непосредственно к корню слова. Если носитель этой профессии женщина, то к суффиксу -er дополнительно прибавляется суффикс -in. Например:

Schauspieler (актёр) – Schauspielerin (актриса);

Kellner (официант) – Kellnerin (официантка);

Lehrer (учитель) – Lehrerin (учительница).

Aufgabe 7

(27:35)

Поинтересуйтесь у собеседника, чем занимается некое третье лицо. Глаголы, указанные в скобках, поставьте в нужную форму.

A: Fritzchen, was macht dein Vater?

B: Er spielt Schach mit Onkel Karl.

А: Фрицхен, что делает твой папа?

Б: Он играет в шахматы с дядей Карлом.

1. «Фрицхен, что делает твой папа?» – «Он играет в карты с дядей Карлом, и он жульничает!» 2. «Фрицхен, что делает твой папа?» – «Он делает деньги (Geld)». 3. «Фрицхен, что делает твой дедушка (Opa)?» – «Он храпит (schnarchen)». 4. «Фрицхен, что делает твоя бабушка (deine Oma)?» – «Ничего». – «Совсем ничего?» – «Она кашляет (husten)». 5. «Анна, что делает твоя мама?» – «Она разговаривает по телефону с тётей Хельгой».
6. «Фрицхен, что делает твоя мама?» – «Она ссорится с папой». 7. «Фрицхен, что делает твоя сестра (Schwester)?» – «Она плачет (weinen)». – «Почему (warum) же она плачет?» – «Женщины (Frauenмн. ч.)!»

Ключ 1. „Fritzchen, was macht dein Vater?“ – „Er spielt Karten mit Onkel Karl, und er mogelt!“ 2. „Fritzchen, was macht dein Vater?“ – „Er macht Geld.“
3. „Fritzchen, was macht dein Opa?“ – „Er schnarcht.“ (
Слова Oma и Opa представляют собой ласкательные заместители слов Großmutter («бабушка») и Großvater – «дедушка»). 4. „Fritzchen, was macht deine Oma?“ – „Nichts.“ – „Überhaupt nichts?“ – „Sie hustet.“ (Перед существительными женского рода dein превращается в deine.) 5. „Anna, was macht deine Mutti?“ – „Sie telefoniert mit Tante Helga.“ 6. “Fritzchen, was macht deine Mutti?“ – „Sie streitet mit Vati.“ 7. “Fritzchen, was macht deine Schwester?“ – „Sie weint.“ – „Warum weint sie denn?“ – „Frauen!“

Aufgabe 8

(29:10)

Убедитесь, что вы умеете считать по-немецки не хуже, чем Фрицхен. Возьмите за образец ответ Фрицхена на уроке. Заметьте: в слове richtig буква g [ge:] произносится как ich-Laut.

A: Fritzchen, wie viel macht zwei plus zwei?

B: Zwei plus zwei macht vier.

A: Richtig.

А: Фрицхен, сколько будет два плюс два?

Б: Два плюс два будет четыре.

А: Правильно.

1. «Сколько будет три плюс три?» – «Три плюс три будет шесть». – «Правильно». 2. «Сколько будет четыре плюс четыре?» – «Четыре плюс четыре будет восемь». – «Правильно». 3. «Сколько будет пять плюс пять?» – «Пять плюс пять будет десять». – «Правильно. А сколько будет шесть плюс шесть?» – «Шесть плюс шесть будет двенадцать». – «Тоже правильно».
4. «Сколько будет семь плюс четыре?» – «Семь плюс четыре будет одиннадцать». – «Правильно. А сколько будет девять плюс два?» – «Тоже одиннадцать!» – «Правильно. А сколько будет один плюс десять?» – «Тоже одиннадцать!» 5. «Сколько будет пять плюс четыре?» – «Пять плюс четыре будет восемь». – «Неправильно (falsch)!» – «Неправильно?» – «Да, неправильно! Пять плюс четыре будет девять

Ключ 1. “Wie viel macht drei plus drei?“ (Wie viel? – буквально: Как много?) – „Drei plus drei macht sechs.“ – „Richtig.“ 2. “Wie viel macht vier plus vier?“ – „Vier plus vier macht acht.“ – „Richtig.“ 3. “Wie viel macht fünf plus fünf?“ – „Fünf plus fünf macht zehn.“ – „Richtig. Und wie viel macht sechs plus sechs?“ – „Sechs plus sechs macht zwölf.“ – „Auch richtig.“ 4. “Wie viel macht sieben plus vier?“ – „Sieben plus vier macht elf.“ – „Richtig. Und wie viel macht neun plus zwei?“ – „Auch elf!“ – „Richtig. Und wie viel macht eins plus zehn?“– „Auch elf!“ 5. “Wie viel macht fünf plus vier?“ – „Fünf plus vier macht acht.“ – „Falsch!“ – „Falsch?“ – „Ja, falsch! Fünf plus vier macht neun!“

Aufgabe 9

(30:50)

А теперь сосчитайте несколько раз от одного до двенадцати
и обратно.

Eins, zwei, drei, vier, fünf, sechs, sieben, acht, neun, zehn, elf, zwölf.

Запомните немецкую пословицу:

Was kommt, das kommt.

Буквально эти слова означают: «Что будет, то будет». Так говорят, имея в виду, что нечто непременно наступит, и нам не остаётся ничего, как принять неизбежное.


11 Одно корневое s вынуждено уступить место окончанию st,иначе бы у нас получилось три s подряд.

12 Katz – усечённая форма от Katze– «кошка», используется только в некоторых устойчивых словосочетаниях.

13 Применительно к гласным звукам слова «открытый» и «закрытый» указывают на раствор рта. В частности, при произнесении немецкого закрытого [e:] губы растянуты, а рот открыт лишь чуть-чуть, в то время как при произнесении звука [э] он открыт гораздо шире.

14 Я уже упоминала выше, что настоящее время может использоваться в значении ближайшего будущего. Именно это значение оно имеет в мини-диалогах Задания 5.

15 Существительные Arbeiter, Zauberer, Flieger, Schauspieler, Falschspieler, Lehrer, Schüler, Maler, Faulenzer,которые встречаются в этом упражнении, в форме единственного и множественного числа звучат одинаково. Особняком стоит существительное Eheleute, которое не имеет формы единственного числа. Один из членов супружеской пары – это Ehemann (супруг) или Ehefrau (супруга). Все три слова объединяет слово Ehe, что значит «брак», «супружество».

Перейти к уроку: 1 2 3 4 5 6 7
Слушай, Читай, Говори!
Microphone