Слушай, Читай, Говори!
Microphone

Третий урок — Dritte Lektion

Перейти к уроку: 1 2 3 4 5 6 7

Произношение: Звук r.

Грамматика: Спряжение глагола в настоящем времени: форма первого лица множественного числа; предлоги zu, mit.

(0:07)

До сих пор во всех наших диалогах принимали участие только два лица – говорящий и его собеседник. Сегодня мы познакомимся с ещё одной формой – формой множественного числа «мы». Сама спрягаемая форма совпадает с неопределённой формой глагола, и потому никакой сложности не представляет, чего нельзя сказать о местоимении wir (мы). Последний звук в этом маленьком слове почти сливается с предыдущим гласным, как бы растворяется в нём. Точно так же буква r читается в уже известных вам словах Bier (пиво), Klavier (пианино), Uhr (часы), в числительном vier (четыре), а также во многих других случаях, когда согласный r (эр) оказывается в позиции после долгой гласной, особенно в конце слова: Souvenir (сувенир), Tür (дверь), Frisur (причёска), schwer (тяжёлый; трудный, сложный), mir (мне), dir (тебе) – и так далее.

Как научиться произносить этот звук? Я не знаю другого способа добиться нужного произношения, кроме как подражая диктору. Если при всём вашем старании этот звук у вас пока не получается, не расстраивайтесь. Произносите своё обычное r. Только ни в коем случае не съедайте его, иначе вместо vier (четыре) у вас может получиться Vieh (скотина).

Теперь что касается того звука r, который я только что назвала обычным. Вы не могли не заметить, что я произношу его на французский манер: zurück (назад), warum (почему), Brücke (мост), Rotwein (красное вино), Rübe (свёкла). В современном немецком языке это норма. Но так было не всегда. Грассирующее r проникло в немецкий язык из французского. Сначала оно покорило юг Германии, а затем стало постепенно проникать на север. Однако и старое, исконно немецкое r, похожее на русское «р», ещё существует. Его можно услышать на театральной сцене, особенно в классических пьесах. Оно так и называется: Bühnen-R – «сценическое «эр». Поэтому, если грассировать у вас не получается, спокойно произносите русское «эр», только не раскатывайте его очень сильно на манер итальянцев.

А теперь перейдём к грамматике. Как я уже сказала, форма первого лица множественного числа совпадает с неопределённой формой соответствующего глагола. Сравните:

wohnen (жить) – wir wohnen (мы живём);

gehen (идти) – wir gehen (мы идём);

heiraten (жениться, выходить замуж) – wir heiraten (мы женимся);

haben (иметь) – wir haben (мы имеем, у нас есть).

Aufgabe 1

(4:18)

Сделайте заказ в ресторане. Но прежде посоветуйтесь со своим спутником. Сделайте это так, как показано в образце.


A: Was bestellen wir? Weißwein oder Rotwein?

B: Ich nehme Rotwein.

A: Ich auch.

А: Что закажем – белое вино или красное?

Б: Я возьму красное.

А: Я тоже.

1. «Что закажем – рыбу (Fisch) или мясо (Fleisch)?» – «Я возьму рыбу». – «Я тоже». 2. «Что закажем – уху (букв.: рыбный суп – Fischsuppe) или суп-лапшу (Nudelsuppe)?» – «Я возьму уху». – «Я тоже». 3. «Что закажем – спагетти (Spaghetti) или пиццу (Pizza)?» – «Я возьму пиццу». – «Я тоже».
4. «Что закажем – салат из помидоров (Tomatensalat) или салат из огурцов (Gurkensalat)?» – «Я возьму оба (beides)». – «Я тоже». 5. «Что закажем – яблочный пирог (Apfelkuchen) или вишнёвый пирог (Kirschenkuchen)?»
– «Я возьму оба». – «Я тоже».

Ключ 1. “Was bestellen wir? Fisch oder Fleisch?“ – „Ich nehme Fisch.“ – „Ich auch.“ (Заметьте: в разговорной речи настоящее время иногда употребляется в значении ближайшего будущего.) 2. “Was bestellen wir? Fischsuppe oder Nudelsuppe?“ – „Ich nehme Fischsuppe.“ – „Ich auch.“ 3. “Was bestellen wir? Spaghetti oder Pizza?“ – „Ich nehme Pizza.“ – „Ich auch.“ 4. “Was bestellen wir? Tomatensalat oder Gurkensalat?“ – „Ich nehme beides.“ – „Ich auch.“ 5. “Was bestellen wir? Apfelkuchen oder Kirschenkuchen?“ – „Ich nehme beides.“ – „Ich auch.“

В последнем упражнении нам встретились ещё несколько слов, образованных методом словосложения. При этом в словах Fischsuppe, Nudelsuppe и Apfelkuchen первое слово использовано в форме единственного числа, а в словах Tomatensalat, Gurkensalat и Kirschenkuchen – в форме множественного числа: слова Tomaten, Gurken и Kirschen являются формами множественного числа от существительных женского рода Tomate (помидор), Gurke (огурец) и Kirsche (вишня, вишенка, черешня, черешенка). Из сказанного, однако, не следует делать вывод о наличии прямой зависимости между родом и числом существительного, поскольку такой прямой зависимости здесь нет. Доказательством тому может служить слово Nudel, которое, будучи существительным женского рода, в составе сложного слова используется в единственном числе. Поэтому самый простой способ запомнить сложное слово – это просто запомнить его как данность.

Aufgabe 2

(7:05)

Спросите у собеседника, во что он предпочитает играть.


A: Was spielen wir – Schach oder Dame?

B: Lieber Dame.

А: Во что играем – в шахматы или в шашки?

Б: Лучше в шашки.

1. «Во что играем – в домино (Domino) или в лото (Lotto)?» – «Лучше в лото». 2. «Во что играем – в шашки или в карты (Karten – мн.ч.)?» – «Лучше в шашки». 3. «Во что играем – в гольф или в теннис?» – «Лучше в теннис». 4. «Во что играем – в пиратов (Piraten – мн.ч.) или в прятки (Versteck)?» – «Лучше в прятки».

Ключ 1. “Was spielen wir – Domino oder Lotto?“ – „Lieber Lotto.“ 2. “Was spielen wir – Dame oder Karten?“ – „Lieber Dame.“ 3. “Was spielen wir – Golf oder Tennis?“ – „Lieber Tennis.“ 4. “Was spielen wir – Piraten oder Versteck?“ – „Lieber Versteck.“ (В слове Versteck ударение падает на второй слог, поскольку приставка ver- всегда безударна.)


В следующем упражнении вам встретится новый предлог – zu. В пространственном значении он указывает на конечный пункт движения: zu Doktor Schmidt (к доктору Шмидту), zu mir (ко мне), zu dir (к тебе). Кроме того, он, подобно всем предлогам, образует устойчивые сочетания с другими словами. Так, zu Abend essen означает «ужинать» (Abend – вечер, essen – есть, кушать). Zu Mittag essen значит «обедать». (Mittag – это полдень, а также обед и обеденный перерыв). Запомните эти словосочетания.

Aufgabe 3

(9:07)

Ответьте на вопрос собеседника. Сделайте это так,
как показано в образце.


A: Wann fahren wir nach Wien?

B: Bald.

A: Wie bald?

B: Sehr bald. Vielleicht schon morgen.

А: Когда мы поедем в Вену?

Б: Скоро.

А: Как скоро?

Б: Очень скоро. Может быть, уже завтра.

1. «Когда мы поедем в Женеву (Genf)?» – «Скоро». – «Как скоро?» – «Очень скоро. Может быть, уже завтра». 2. «Мама (Mutti), когда мы пойдём (gehen) к тёте Эмме (Tante Emma)?» – «Скоро». – «Как скоро?» – «Очень скоро. Может быть, уже завтра». 3. «Мама, когда мы пойдём к дяде Карлу (Onkel Karl)?» – «Скоро». – «Как скоро?» – «Очень скоро. Может быть, уже послезавтра (übermorgen)». 4. «Мама, когда мы поедем домой (nach Hause)?» – «Скоро». – «Как скоро?» – «Очень скоро. Может быть, уже послезавтра». 5. «Мама, когда мы будем есть (essen)?» – «Скоро». – «Как скоро?» – «Очень скоро». 6. «Дорогая (Liebling), когда мы будем ужинать?» – «Скоро». – «Как скоро?» – «В восемь». 7. «Дорогая, когда мы будем обедать?» – «Скоро». – «Как скоро?» – «В час». 8. «Дорогой (Liebling), когда мы поженимся (heiraten)?» – «Скоро». – «Как скоро?» – «Очень скоро».

Ключ 1. “Wann fahren wir nach Genf?“ – „Bald.“ – „Wie bald?“ – „Sehr bald. Vielleicht schon morgen.“ 2. “Mutti, wann gehen wir zu Tante Emma?“ – „Bald.“ – „Wie bald?“ – „Sehr bald. Vielleicht schon morgen.“ (Слово Mutti представляет собой ласкательное сокращение от Mutter – «мать».) 3. “Mutti, wann gehen wir zu Onkel Karl?“ – „Bald.“ – „Wie bald?“ – „Sehr bald. Vielleicht schon übermorgen.“ 4. “Mutti, wann fahren wir nach Hause?“ – „Bald.“ – „Wie bald?“ – „Sehr bald. Vielleicht schon übermorgen.“ (Слова nach Hause образуют устойчивое словосочетание. Запомните его.) 5. “Mutti, wann essen wir?“ – „Bald.“ – „Wie bald?“ – „Sehr bald.“ 6. “Liebling, wann essen wir zu Abend?“ (Обратите внимание на порядок слов в этом предложении.) – „Bald.“ – „Wie bald?“ – „Um acht.“ 7. “Liebling, wann essen wir zu Mittag?“ – „Bald.“ – „Wie bald?“ – „Um eins.“ (Слово Liebling может служить обращением как к мужчине, так и к женщине.) 8. “Liebling, wann heiraten wir?“ – „Bald.“ – „Wie bald?“ – „Sehr bald.“

Aufgabe 4

(11:35)

Задайте собеседнику вопрос, который мучает вас
уже некоторое время.


A: Was suchen wir?

B: Geld.

А: Что мы ищем?

Б: Деньги.

1. «Что мы ищем?» – «Золото (Gold)». 2. «Что мы ищем?» – «Сокровища пиратов (Piratenschatz)». 3. «Что мы ищем?» – «Воду». 4. «Что мы ищем?» – «Пресную воду (букв.: сладкую воду – Süßwasser)». 5. «Что мы ищем?» – «Соль (Salz)». 6. «Что мы ищем?» – «Перец (Pfeffer)». 7. «Что мы ищем?» – «Сливочное масло (Butter)». 8. «Что мы ищем?» – «Растительное масло (Öl)». 9. «Что мы ищем?» – «Нефть (Erdöl)».

Ключ 1. “Was suchen wir?” – “Gold.” 2. “Was suchen wir?” – “Piratenschatz.” 3. “Was suchen wir?” – “Wasser.” 4. “Was suchen wir?” – “Süßwasser.” 5. “Was suchen wir?” – “Salz.” 6. “Was suchen wir?” – “Pfeffer.” 7. “Was suchen wir?” – “Butter.” 8. “Was suchen wir?” – “Öl.” 9. “Was suchen wir?” – “Erdöl.” (Слово Erdöl складывается из двух слов – Erde – «земля» и Öl – «минеральное или растительное масло». Не забывайте о твёрдом приступе при произнесении этого слова.)


В следующем упражнении вам встретится конструкция со словом со словом gern («охотно», «с удовольствием»), которая часто употребляется вместо глагола lieben, когда речь идёт о том или ином виде занятий, а также о гастрономических предпочтениях. Например: “Ich tanze gern.” – «Я люблю танцевать»; “Ich esse gern Käse.” – «Я люблю сыр». (Буквально: «Я охотно ем сыр».)

Aufgabe 5

(12:46)

Вы вдруг обнаружили, что у вас с вашим собеседником много общего. Скажите ему об этом. Запомните последнее предложение целиком как устойчивую фразу. В нём вам впервые встретится глагол haben, который означает «иметь что-либо».


A: Ich tanze gern. Und du?

B: Ich auch.

A: Ich sehe, wir haben viel gemeinsam.

А: Я люблю танцевать. А ты?

Б: Я тоже.

А: Я вижу, у нас много общего.

1. «Я люблю посмеяться (lachen)». – «Я тоже». – «Я вижу, у нас много общего». 2. «Я люблю поспать подольше (lange)».– «Я тоже». – «Я вижу, у нас много общего». 3. «Я люблю поспать до полудня».– «Я тоже». – «Я вижу, у нас много общего». 4. «Я люблю готовить».– «Я тоже. Поесть я тоже люблю». – «Я вижу, у нас много общего». 5. «Я люблю пиццу». – «Я тоже». – «Я же говорю (ich sage doch), у нас много общего». 6. «Я люблю вино». – «Я тоже». – «Я же говорю, у нас много общего». 7. «Я много и охотно читаю (lesen)». – «Я тоже». – «Я же говорю, у нас много общего».

Ключ 1. “Ich lache gern.“ – “Ich auch.“ – „Ich sehe, wir haben viel gemeinsam.“ 2. “Ich schlafe gern lange.“ – “Ich auch.“ – „ Ich sehe, wir haben viel gemeinsam.“ 3. “Ich schlafe gern bis Mittag.“ – “Ich auch.“ – „Ich sehe, wir haben viel gemeinsam.“ 4. “Ich koche gern. Und du?” – „Ich auch. Ich esse auch gern.“ (Только такой порядок слов будет правильным.) – „Ich sehe, wir haben viel gemeinsam.” 5. “Ich esse gern Pizza.” – “Ich auch.“ – „Ich sage doch, wir haben viel gemeinsam.“ (Sagen – это «говорить, сказать» в значении «произнести определённые слова». Этот глагол не следует путать с глаголом sprechen, который означает «говорить, общаться с кем-либо», а также «говорить на определённом языке. Слово doch в составе этого предложения является усилительной частицей, которая в данном случае используется с целью придать своим словам особую убедительность.) 6. “Ich trinke gern Wein.” – “Ich auch.“ – „Ich sage doch, wir haben viel gemeinsam.“ 7. „Ich lese viel und gern.“ – “Ich auch.“ – „Ich sage doch, wir haben viel gemeinsam.“

Запомните немецкую поговорку:

(15:27)

Wie du mir, so ich dir.

Буквально эта пословица означает: «Как ты мне, так и я тебе». При этом имеется в виду: «Как ты относишься ко мне, так и я буду вести себя по отношению к тебе». Из русских пословиц и поговорок ей наиболее близка по смыслу поговорка «Как аукнется, так и откликнется».

Перейти к уроку: 1 2 3 4 5 6 7