Как выучить немецкий быстро, бесплатно, самостоятельно?

Руководство к действию для тех, в ближайшее время кто хочет заговорить на немецком

Выучить немецкий язык можно без помощи курсов, репетиторов и существенных денежных затрат, однако от вас потребуются мотивация, усидчивость и целеустремлённость.

Да, любой человек может выучить язык самостоятельно, однако сделать это немного труднее, чем с преподавателем или помощником. И дело тут вовсе не в том, что кто-то разложит вам всё по полочками и выдаст готовый результат. Просто подавляющее большинство людей, как ни банально это прозвучит, не обладают достаточной самодисциплиной для домашнего изучения чего бы то ни было. Не менее важно и то, что преподаватель – это ваш собеседник, человек, который вас слушает, разговаривает на немецком, исправляет ошибки. От этого во многом зависит ваше успешное продвижение вперёд.

И всё же язык можно изучать с минимальной помощью извне, по крайней мере, на начальной стадии, тем более, что сейчас для этого есть огромное количество ресурсов и все технические средства. Конечно, не существует универсального рецепта для всех, ведь каждый человек – индивидуальность, у каждого свой характер, свои психологические особенности. У кого-то хорошая память, а у кого-то не очень, у одних музыкальный слух, а у других самый обычный. И это хорошо, мы, слава Богу, пока не роботы.

Но, несмотря на все наши замечательные различия, общие принципы самостоятельного изучения языка существуют. Я давно собирался обобщить их применительно к немецкому языку, но руки как-то не доходили. Толчок дало письмо от Александра, пришедшее в адрес нашего сайта. Письмо совсем короткое, но очень показательное:

Смотрю, читаю, слушаю, но результата не имею, непонимание ещё более усиливается.

Ответить я решил открытым письмом здесь на сайте. Надеюсь, этот ответ будет полезен многим людям, начинающим изучать немецкий язык.

Здравствуйте, Александр! Спасибо большое за Ваше письмо. Вы изучаете немецкий язык, но Ваша ситуация вполне типична для начинающих изучение любого языка, особенно самостоятельно. Сумбур в голове – это ответная реакция мозга на любую новую информацию. Это нормально, – наш мозг, особенно с возрастом, становится более инертным и старается двигаться по накатанной колее, пользоваться информацией, которая уже записана в памяти. Так проще, менее затратно, и на то есть объективные причины, связанные с устройством нашего мыслительного аппарата (но в дебри нейропсихологии мы сейчас не полезем). Относиться к этому надо спокойно: не следует драматизировать и тем более пугаться этого обстоятельства, вместо этого задайте себе 2 простых вопроса: нужен ли мне язык, а если нужен, то зачем? Если Вы без труда ответили на эти вопросы, значит, у Вас всё получится и есть смысл продолжать. Если ответов нет, то скорей всего, результат будет неутешительным и, возможно, лучше остановиться. Впрочем, варианты и здесь возможны, но об этом чуть позже.

В самом начале самостоятельного изучения языка всё кажется просто: алфавит, буквы, слова, артикли, простые фразы. Затем фразы превращаются в предложения, предложения становятся длиннее, сложнее, подтягивается грамматика, неправильные (сильные) глаголы, генитивы с аккузативами, склонения, подлежащие, сказуемые и прочие члены предложения. Всё это начинает смешиваться и превращаться в невообразимую кашу в голове. На этом этапе многие люди, не имеющие правильной психологической установки, просто останавливаются или сильно тормозят, а затем всё равно бросают изучение языка. Ну и правильно, наверное, он им не очень-то и нужен. Но как же преодолеть этот барьер, эту стену непонимания тем, кто действительно хочет знать язык? Для продолжения, как уже упоминалось выше, нужна серьёзная мотивация или жесточайшая самодисциплина. Да, именно упорство и дисциплина поможет тем, кто пока ещё не совсем определился с целью.

К слову сказать, самые успешные люди – те, кто умеет правильно распоряжаться своим временем, своими планами и, не в последнюю очередь, своим мозгом. А правильное управление означает его работу с полной отдачей и без перегрузок. Об этом написано много обстоятельных, умных и толстых книг, но самой доступной и популярной, несмотря на некоторые упрощения, является книга Дэвида Рока "Мозг. Инструкция по применению".

Но вернёмся к языку. Далее следуют дни, а иногда и ночи, кропотливой работы, главное в которой даже не грамматика, лексика, фонетика или синтаксис, а языковая практика. Что такое практика? В первую очередь – это аудирование, то есть умение понимать иностранную речь на слух. Слушать надо много, постоянно, даже если пока ничего не понятно. И, если мы в данном случае говорим о немецком, то мозг должен быть заполнен немецким языком, от него должно мутить и слегка подташнивать. Со временем это чувство проходит, язык становится для вас любимым, почти родным, а ощущение того, что вы всё (ну или почти всё) понимаете и можете кое-что говорить, начинает приносить колоссальное удовольствие.

В это время надо много разговаривать и читать на немецком вслух, не пугаясь и не стесняясь ошибок произношения. Чем больше вы будете слушать немецкую речь и повторять услышанное, тренируя свой речевой аппарат, тем заметнее будет ваш прогресс, а ваше произношение будет улучшаться день ото дня. Надо сказать, что многократное повторение улучшает и ваше восприятие языка на слух, так как вы быстрее привыкаете к звукам, идущим как бы изнутри. На нашем сайте Вы найдёте большое количество материалов для прослушивания и повторения: стихи, аудиоанекдоты, словарный тренажёр, озвученный самоучитель немецкого, карточки перевёртыши и многое другое.

Писать при изучении языка крайне желательно. Ведите свой словарик в тетради, пишите карточки, делайте письменные переводы, напишите сочинение или изложение по тексту. Писать надо рукой на бумаге, при этом задействуется моторная память, которая, хоть и косвенно, но помогает нам запоминать слова.

Последовательность изучения может быть разной, но логика подсказывает, что лучше всего начинать с алфавита. Зная последовательность и произношение букв нам будет легче читать и писать, находить слова в словаре и ориентироваться в алфавитных списках. Затем буквы складываем в слова, которые пополняют наш словарный запас, попутно ставим произношение и изучаем грамматику. Если вам кажется, что лично вам грамматика не нужна попробуйте работать с разговорником и сразу заучивать готовые фразы, в этом есть рациональное зерно, ведь когда мы говорим по-русски, то не вспоминаем правила, а просто выдаём заученные, точнее говоря, привычные фразы. Но в процессе изучения языка я настоятельно рекомендую, хотя бы заглядывать в грамматику и находить ответы на возникающие вопросы. Когда вы научитесь свободно говорить на немецком, грамматику можно и даже нужно будет забыть. Ведь когда мы говорим на родном языке, мы не думаем о грамматике. Для развития разговорных навыков с помощью немецких словосочетаний и фраз мы предлагаем вашему вниманию озвученный словарный тренажёр.

Очень важно знать числительные, так как цифры и числа мы встречаем на каждом шагу, поэтому основательно выучить немецкие числительные (они тоже есть в разговорнике) просто необходимо. И, конечно, надо как можно больше слушать немецкую речь и повторять, повторять и повторять, как это делают маленькие дети. Только так вы сможете заговорить на немецком.

Но вот на каком-то этапе изучения языка нам начинает казаться, что мы что-то знаем и умеем, и вдруг встречаемся с носителем или слушаем живую, не адаптированную иностранную речь по телевизору, радио, в Интернете, и из того что слышим почти ничего не понимаем. Оказывается, носители говорят быстро, невнятно, совсем не стараются выговаривать для нас слова, глотают буквы и даже целые слоги, строят неправильные предложения, употребляют сленг и местные выражения. Возмутительно!

Можно, конечно, начать возмущаться, а можно просто попробовать заговорить с носителем за бокалом пива, например, на Октоберфесте в Мюнхене, а если такой возможности нет, то найти немца, изучающего русский и общаться с ним на немецком онлайн. В наш век цифровых технологий с этим проблем нет, и вариантов может быть множество, тем не менее главной движущей силой все-таки остаётся сам человек, его упорство и умение работать, управлять собой, своим временем, и его способность грамотно и рационально использовать свой мозг.