Как поступить в университет за границей и учиться бесплатно?
Рассмотрим один из вариантов учебы за границей на примере Финляндии, и как знание английского помогает в этом. В статье изложен личный опыт репетитора и ее ученицы.
11 класс… Будущим выпускникам предстоит первый серьезный выбор, от которого во многом будет зависеть их будущая жизнь, – где учиться. Те, кто предусмотрительнее, уже давно занимаются с репетиторами вечерами и выходными напролет, готовясь к ЕГЭ для поступления в выбранный ими (или родителями) вуз. Кто-то активно собирает деньги для платного обучения, ведь даже с хорошим результатом ЕГЭ нет полной гарантии поступления. Кто-то же усиленно учит английский и математику, мечтая поступить в заграничный вуз.
Сколько раз я слышала мнение родителей учеников, что обучение за границей для их ребенка нереально. Всем же известно, что учиться в Европе дорого, а поступить сложно. Но единицы пробиваются через вязкий барьер неверия и делают почти невозможное – поступают. Из них многие выбирают Финляндию, которая славится не весь мир высоким качеством образования и демократичностью обучения. Во многих финских вузах образование бесплатно даже для иностранцев, платить нужно лишь за учебные материалы, проживание и питание (от 400 до 600 евро в месяц), что по силам даже для не очень обеспеченных семей.
Ксения, одна из моих учениц, мечтала поступить в финский университет и обратилась ко мне через сайт: http://kuzina.me. Она рассматривала два варианта в университете Saimaa – туризм или бизнес-администрирование. Для поступления ей нужно было хорошо сдать экзамены по математике и английскому языку в самом университете.
Если к международному экзамену IELTS я готовила многих учеников, то со специфическими финскими экзаменами я столкнулась впервые. Прежде всего, я попросила Ксению добыть для меня максимально подробную информацию об экзаменах за прошедшие годы и требования к абитуриентам. Я увидела, что ее нужно готовить к собеседованию, групповой дискуссии, чтению и написанию эссе. Вдобавок, университет рекомендовал прочесть многостраничный годовой отчет крупного финского холдинга во время подготовки.
Как же я построила процесс обучения? Ксения училась и параллельно работала администратором гостиницы. Это означало, что у нее часто не было выходных, но иногда находилось время на работе для чтения и изучения новых словосочетаний. План домашней работы включал: 1) чтение 15 страниц годового отчета в неделю, 2) выписывание всех незнакомых словосочетаний в словарик и выучивание (получалось где-то 70 новых словосочетаний в неделю), 3) подготовка краткого пересказа прочитанного, 4) написание одного эссе в неделю на заданную мной тему, связанную с бизнес-администрированием или туризмом в Финляндии и 5) выполнение одного задания на аудирование из экзамена IELTS, чтобы улучшить навык распознания английского на слух.
Мы обе отлично понимали, что задания сложны и трудоемки, учеба занимала у Ксении около трех часов ежедневно. Тем не менее она не жаловалась, а с энтузиазмом старалась каждую свободную минутку на работе учить слова, читать материалы, дополнительно слушать радио BBC и больше общаться по-английски с постояльцами гостиницы-иностранцами.
На самих занятиях два раза в неделю мы, обсуждали по-английски темы, связанные с бизнес-администрированием и туризмом, в чем очень пригодился мой предыдущий опыт работы в международных компаниях – я могла доступно, с примерами, объяснить своей ученице разницу между снабжением и логистикой, маркетинговые стратегии, управление персоналом и продажи. Помимо этого, мы разбирали написанные эссе, прицельно изучали именно те грамматические темы, где Ксения допускала ошибки, усиленно тренировали собеседование и дискуссию и "активизировали" в речи изученные слова. Больше всего меня тревожило эссе, где пока что не удавалось достичь нужной связности и отсутствия ошибок. Тем не менее я видела ощутимый прогресс – Ксения уже неплохо разбиралась в "развитых и развивающихся рынках", "преимуществах и недостатках глобализации", "ориентации на потребителя", "акционерных обществах" и "поставках сырья".
Через полгода занятий настало время ехать в Лапеенранту и Иматру на сами экзамены. За две недели до экзамена я порекомендовала Ксении взять хотя бы несколько занятий у репетитора по математике, чтобы немного увереннее ощущать себя и на экзамене по математике. Я немного жалела, что не посоветовала этого раньше, но лучше позже, чем никогда!
Конкурс из иностранцев был огромный – 20 человек на место на бизнес-администрирование и 14 человек на место на туризм. Ксении попалось эссе на тему Board of Directors (Правление компании), вопросы, почему она хочет учиться в Финляндии и групповая дискуссия о важности командной работы. На дискуссии она старалась проявлять активность и как можно больше говорить. Часть же абитуриентов молчали, будто набрали в рот воды.
Через несколько недель пришли письма, что моя ученица, увы, не попала в число отобранных, и ее фамилия находится в "списке ожидания" на случай если кто-то откажется от учебы. Учитывая, что мест было всего 25, а номер больше 70, Ксения поначалу расстроилась, но потом решила продолжить готовиться весь следующий год, и уже наверняка поступить.
В середине августа внезапно Ксении пришло письмо c предложением подать вступительные документы (Invitation to apply) на факультет бизнес-администрирования. В это время она отдыхала в Италии, и пришлось срочно менять билет и лететь домой оформлять все документы: письмо о согласии учиться, документ об открытии счета в банке, диплом и выписку с оценками на английском языке. Получив все документы, университет выслал официальное приглашение, и Ксения оформила необходимые документы в посольстве, едва успев приехать в Финляндию к началу занятий.
Теперь Ксения живет в Лапеенранте и учится среди других иностранных студентов из самых разных стран – слушает лекции, пишет проекты, изучает финский язык и сдает тесты. Иногда она обращается ко мне перед особо сложным экзаменом, чтобы разобрать вместе непонятный материал или проверить проект. Тогда мы проводим занятие-консультацию по скайпу, для нее я всегда стараюсь найти время в своем графике.