Как выбирают хорошего репетитора?
Проблема выбора репетитора волнует многих родителей. А что если взглянуть на этот вопрос глазами самого репетитора?
Большинство репетиторов английского, немецкого (или любого другого) языка прилагают максимум усилий для того, чтобы понравиться ученику, и в большинстве случаев им это удается, но дают ли они при этом реальные знания – вот в чем вопрос. Ведь быть приятным в общении человеком и хорошим учителем – это далеко не всегда одно и то же! Учеба – это нелегкий труд, иногда даже принудительный :), поэтому быть хорошим для всех невозможно. С одной стороны, хочется нравиться ученику, ведь он платит деньги, но с другой, этот же ученик или его родители потребуют от репетитора знаний за свои деньги, то есть человека нужно заставлять делать вещи, которые могут быть ему неприятны и делать их трудно, а мы ведь все немного лентяи. Так что работа репетитора – это почти всегда компромисс между желанием нравиться своему подопечному и необходимостью давать ему знания.
Как же разрубить этот Гордиев узел. Как стать репетитором, к которому стоит очередь, которого советуют друзьям и знакомым, но который в то же время дает твердые знания необходимые ученику? Давайте попробуем совместить несовместимое.
Здесь я хочу обратиться к будущим ученикам или их родителям. Информация на этой странице адресована в первую очередь репетиторам, однако вдумчивый читатель, выбирая преподавателя для себя или своего ребенка, сможет сделать определенные выводы. Пусть это будет для вас взгляд на репетиторство, так сказать, изнутри.
Итак, приступим. Репетитор должен понять и убедить в первую очередь самого себя, что занятие должно приносить радость обеим сторонам. Если вы этого добьетесь, то незамедлительно получите ответную реакцию вашего ученика. Само собой разумеется, что для этого мы сами должны очень любить свой предмет. Fall in love with the process, and the results will come.
Начните с тестирования. Для того чтобы создать подходящую индивидуальную программу, необходимо понимать с кем мы имеем дело, составить четкую картину познаний будущего ученика. Если у него уже есть определенный багаж, – проведите с ним устную беседу и дайте небольшое письменное задание. Если он уже изучал какой-то другой язык, узнайте до какого уровня он дошел. Знание еще одного языка, это всегда большой плюс. А при изучении английского можно сослаться на некоторые аналогии, например, в немецком или французском.
Надо также учитывать и то, что занятия будут успешными лишь в том случае, если ученик хочет учиться и знает, зачем он это делает. Со взрослыми, как правило, проблем не возникает, они знают, что учат язык для какой-то конкретной цели. С детьми все немного сложнее, – чаще всего родители платят деньги репетитору, для того чтобы их чадо заговорило по-английски, а чадо хочет развлекаться в соцсетях, играть в видеоигры, гонять на велосипеде. Бывают, конечно, и исключения, например, когда ребенок знает, что в ближайшем будущем будет общаться с носителем или поедет за границу. Вот тут и наступает момент когда хороший репетитор может мотивировать ребенка, показать ему перспективы и новые возможности, которые откроются перед ним, если он заговорит по-английски. Ученика надо «зажечь», тогда и учеба пойдет с интересом и энтузиазмом.
Хороший репетитор должен тщательно планировать урок, руководить занятием, давать устные и письменные задания, в том числе и домашние, а также периодически устраивать промежуточные тесты и даже экзамены. Во время занятия чередуйте периоды напряженной работы с легким развлекательным материалом. Например, сложный материал по грамматике, смените простым веселым анекдотом Просмотрите детские картинки с пользой для дела.
Читать надо много, но не вздумайте во время занятия заставлять ученика долго читать скучные тексты по учебнику, ему это быстро надоест, а ребенка может вообще испугать и оттолкнуть от вас, – «Этого добра мне и в школе хватает». Находите захватывающие книги, истории, будьте изобретательны, фантазируйте и творите, действуйте по своему плану, но не бойтесь импровизаций, старайтесь удивлять его на каждом занятии, пусть ученик участвует в процессе творчества и почувствует себя вашим увлеченным соавтором.
Прежде чем подготовить диалог, уточните интересы и предпочтения вашего ученика, узнайте, что он любит, а что не очень. Сделайте так, чтобы диалог был для него не просто интересен, но и цеплял за живое. Разумеется, здесь нельзя забывать и о пресловутой политкорректности, чтобы не обидеть чувства и пристрастия вашего ученика.
Еще до начала занятий, хорошенько подготовьтесь, убедитесь, что хорошо знаете материал и имеете четкий план каждого урока. Не рассчитывайте на то, что написано в одной книге, учебнике или на каком-то одном сайте, даже на нашем любимце – audio-class.ru. Изучите несколько источников, сравните точки зрения и способ изложения, выберите варианты подходящие для вас и вашего ученика.
Если ученик взрослый, узнайте что конкретно он от вас ожидает, возможно, английский нужен ему для работы. В этом случае заранее проштудируйте профессиональный словарь, постарайтесь насколько возможно вникнуть в тему. При этом вы будете выглядеть на занятии гораздо уверенней и солидней, а студент получит именно то, что ожидал.
Не прекращайте учиться, ищите новые источники информации, учитесь у своих коллег и даже учеников и не бойтесь признавать свои ошибки! Не стройте из себя этакого интеллектуала-всезнайку, старайтесь объяснять материал простым доступным языком. Более того перед началом занятий с новым студентом предупредите его, что вы живой человек и можете ошибаться или не знать всего на свете, но всегда обещайте к следующему занятию уточнить то в чем вы сомневаетесь, сделайте себе пометку и строго выполняйте это обещание.
Не пытайтесь показать свое превосходство и тем более унизить ученика, особенно если это ребенок. И помните, что человек которого вы учите может значительно превосходить вас в других областях знания. Дайте вашему подопечному почувствовать, что вы его друг, который искренне желает помочь ему получить новые знания и преуспеть в жизни. Не забывайте хвалить его даже за мелкие успехи.
Не заводите с учеником пустых разговоров «за жизнь», не рассказывайте длинных историй о себе. Не превращайте занятие в развлекательную беседу, но также избегайте механической зубрежки по тексту, мотивируйте ученика думать и высказывать свои мысли на английском. Если задушевная беседа все же необходима, ведите ее на английском (или другом изучаемом языке).
Используя эти простые советы, подходите к ним творчески, с учетом ваших предпочтений и особенностей вашего ученика. Вселяйте в него оптимизм и чувство уверенности в себе, и результат не заставит себя долго ждать: ваши ученики получат отличные знания, а вы заслужите уважение, репутацию в репетиторском сообществе и доверие будущих клиентов.